Пихтовников Ростислав Вячеславович
Ученый и педагог: отпечаток эпохи
(к 100-летию со дня рождения Р.В. Пихтовникова)
Опубликовано в журн. «Новый коллегиум», октябрь 2007

100-летний юбилей мы всегда воспринимаем как масштабное событие. Юбилей заслуженного ученого и талантливого педагога связан с доброй традицией вспомнить его научную школу, его открытия и его учеников. А еще – пройденную им жизнь и человеческие качества юбиляра. Крупный ученый во всем оставляет след, утверждает новый взгляд на наше бытие, на извечные проблемы. Оставляет перспективы.

Ростислав Вячеславович Пихтовников родился в 1907 году, прошел учебу в первом выпуске студентов Харьковского авиационного института (1930- 35 г.г.); с 1935 года и до конца жизни там же и работал, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, был зав.кафедрой, проректором по науке, награжден многими орденами, имел звание «Заслуженный деятель науки УССР». Можно ли отразить в таком сжатом послужном списке всю биографию, тяготы войны, «пробивание» своих открытий в неподатливых инстанциях, непростую подготовку учеников?

Большинство технических вузов Харькова были открыты в начале 30-х годов 20 века путем выделения из Харьковского политехнического института. Тогда возникли горный, строительный, автодорожный, механико- машиностроительный, электротехнический институты и институт инженеров транспорта. Эта реформа имела важное значение: по сути, родилось высшее техническое образование в Украине, а Харьков становился образовательным и научным центром. В тот же период в Харьковском технологическом институте академиком Г.Ф. Проскурой были заложены основы учебно- материальной базы для подготовки авиационных специалистов, и с 1. 06. 1930 г. ведет свое летоисчисление Харьковский авиационный институт. Далее необходимо было скорое решение ряда проблем: учебные корпуса, лаборатории, оборудование, жилищно-бытовые условия, научно-педагогические кадры. Своеобразной романтикой того периода было участие студентов первого набора в решении этих проблем. В своем большинстве первые студенты, в том числе и Р. В. Пихтовников, стали кадровой основой, решающей задачи молодого авиаинститута. Уже на старших курсах многие студенты преподавали младшим курсам, выполняя одновременно административную работу. Совершенствовался учебный процесс, методики, их практическая направленность. Все это очень пригодилось при эвакуации авиаинститута в Казань во время Великой Отечественной войны: и организаторские навыки, и обеспечение выпуска качественных специалистов для оборонной промышленности, и понимание технологических потребностей авиастроения.

В 1944 году Харьковский авиаинститут ожидало возвращение в разрушенный Харьков и повторное решение тех же проблем, что и при его рождении в 1930 году. В течение 12 лет ХАИ полностью возродился и вышел на новые рубежи; весь этот период Р.В. Пихтовников заведовал кафедрой и был проректором по научно-исследовательской работе, внося очевидный вклад в развитие ХАИ.

Дальнейший рост потенциала ХАИ был связан с открытием новых факультетов, проблемных лабораторий, расширением на предприятиях базы для практики учащихся. Современное состояние ХАИ, превратившегося в Национальную Аэрокосмическую академию, полностью соответствует названию этого учебного заведения. Преподаются и изучаются аэрокосмические технологии, средства дальней связи, компьютерное оснащение, навигация, геоинформационные технологии и т.п. Во всем этом есть и вклад нашего юбиляра, поскольку зарождение данных векторов происходило длительный период – период выбора научно-технических направлений научным руководством вуза.

Безусловно, Ростислав Вячеславович имел в жизни Главное Дело, которое мобилизовало все его научные и педагогические способности. Страна после войны остро нуждалась в оборонной и гражданской технике нового поколения: самолетах, кораблях, ракетах и пр. Изготовление крупных деталей из прочного материала для этих объектов происходило в то время с большой долей ручной обработки. Высокопрочный материал плохо поддается обработке, а прессы таких размеров для штамповки и вовсе нереальны. Поэтому в СССР возникла целая промышленная структура, изготовлявшая такие единичные детали и изделия путем монтажа и сварки блоков. Налицо было острое противоречие между требованиями и возможностями «оборонки». Оно и стало стимулом для Р.В. Пихтовникова в его фундаментальном технологическом изобретении:

- заменить трудоемкую обработку крупногабаритных деталей на их штамповку взрывом;

- использовать колоссальную скорость штамповки взрывом, поскольку нередко оказывается, что титановые и другие высокопрочные материалы трудно обрабатывать лишь при низких скоростях (вручную, прессом), а при высоких скоростях податливость их увеличивается на порядок.

Необходимо краткое изложение дальнейшего развития открытий Р.В. Пихтовникова, чтобы понять их судьбу в наши дни. За период с 1948 по 1972 год (год смерти Р.В.) разработан «неразрушающийся бассейн» для штамповки взрывом, содержащий механизм компенсации ударных волн. Иначе эта затея не была бы практичной. К 1972 году была получена действующая модель автоматической линии для штамповки взрывом особо крупных деталей. Имелось и много других разработок самого Р.В. и его учеников. Казалось бы, сделано все, чтобы отечественная промышленность и министерства приняли эти разработки с энтузиазмом. Но … без препятствий и мощного противодействия не бывает.

Возникшие новые противоречия можно пояснить просто и ясно, вспомнив, какая эпоха пришлась на 70-90-е годы, и какой был у Р.В. Пихтовникова метод подготовки и воспитания кадров.

В подготовке учеников, в работе с ними Р.В. опирался на свою незаурядную интуицию и Принцип. Принцип представлял собой сочетание морали и прагматики и заключался в том, что Р.В. никогда не добавлял себя в соавторы в публикациях и патентах на изобретения своих сотрудников. Каждый, несмотря на решающие подсказки Р.В., должен был чувствовать себя самостоятельным. Это добавляло энтузиазм, это ускоряло разработку. Вторая часть Принципа – общий штурм всех возникающих научных и технологических проблем, и лишь на конечном этапе – присуждение авторства по наибольшим заслугам в разработке, защита диссертации как аттестат зрелости. Принцип позволял управляться быстрее с массой промышленных задач и заказов. Существовала и специализация сотрудников по узким темам, когда 20% коллектива делали 80% специальной работы.

Практическая школа, которую проходили сотрудники специализированной лаборатории (около 160 чел.), обучала главному: взаимодействию, методам коллективного решения творческих задач, индивидуальной «хватке» в изобретательстве. В этом своеобразном и очень полезном учебном процессе выплавлялись и аспиранты, и студенты старших курсов ХАИ. Но авторство Р. В. в дальнейших разработках уже нигде не фигурировало …

С 70-х годов противодействие и даже разрушение Дела оказалось во многом предвиденным. Еще при жизни Р. В. (он умер в декабре 1972г.) бунтовал пром.комплекс и структуры, которые обрабатывали крупные детали по-старому. Куда девать столько людей, как демонтировать цехи? Извечная наша проблема. Второе препятствие, глобальное, ощущалось задолго до своего пикового проявления. В конце 70-х и в 80-е годы уже никто всерьез не думал о крупных реорганизациях и инвестициях, нефтедоллары проедались, затем наступило время преимущественно политики и, наконец, произошел распад государства. В новых странах также было не до того … Зато пошла «утечка мозгов» (вместе с разработками), наплыв иноземных потребителей нашей интеллектуальной собственности, соблазненных нашей безграмотностью в международном патентном праве … Одним словом, в настоящее время можно составить карту мира, и на ней – внедренные разработки Р.В., но … без ссылок на него. А в Украине, по нашим данным, лишь на Николаевском судостроительном заводе используют в промышленных масштабах его наследие.

Какой же итог оставил будущему Р.В. Пихтовников? Тот, кому нужны результаты немедленно и без вложения инвестиций, – разведет руками. Более дальновидный сообразит, что необходимость в ракетах, кораблях, самолетах та же, что и 50 лет назад, и материал их деталей тот же. Значит, революционные технологии их обработки, изобретенные Р.В. Пихтовниковым, не потеряли актуальность. А необычные стимулы, которые выработал Р.В. в создании научного коллектива, в воспитании кадров, - часто ли увидишь их сейчас, вопреки их явной действенности?

Сказанное придает уверенность, что наследие Р.В. Пихтовникова, найденные им научные и педагогические принципы не исчезнут. Но могут у нас «спать» десятилетиями вместе со страной (а за границей – нет). Пока кто-нибудь вновь не посвятит себя их возрождению.

Здесь следует упомянуть об очень важном.

Во-первых, творческие принципы, заложенные Р.В.Пихтовниковым в его разработках, имеют резерв. Согласно современным представлениям об алгоритмах изобретательства, существует по крайней мере два закона развития технологий (в том числе, технологий обработки материалов). Первый – это последовательное «измельчение инструмента», которым производится обработка. Вместо крупных, чисто механических штампов, матриц, пуансонов и прочих «кувалд» Р.В. придумал «измельченный» инструмент для обработки – раскаленный газ, движущийся с огромной скоростью под действием взрыва. Ученики Р.В. разработали такие же «измельченные»варианты – обработку гидровзрывом, магнитными жидкостями, парообразным металлом, который мгновенно образуется из латунной проволоки при мощном электроимпульсе. Какой инструмент для обработки, еще более «мелкий» можно придумать - вопрос современных нано-технологий.

Возможна также штамповка взрывом не самих крупногабаритных и трудно обрабатываемых деталей, а изготовление с помощью взрыва многослойных матриц из материалов с памятью, которые при определенном комплексе физических условий принимают нужную форму и придают ее же неподатливому объекту.

Есть и второе правило в изобретении технологий: если физическое поле А (взрыв) не всегда хорошо справляется со своей задачей (штамповка, пластическая деформация очень прочной и крупной детали), то следует в зону обработки ввести еще одно физическое поле В для совместного воздействия и согласовать частоты полей А и В. В нашем случае это может быть предварительное нагружение детали ультра- или гиперзвуком (требуется расчет!) с целью усилить дислокации в материале (увеличить податливость). Любой, помнящий физику, поймет, сколь это важно. Таким образом, остановка лишь за малым: требуется энтузиаст, организация и инвестор, поскольку подобные расчеты и эксперименты невозможно провести в кабинетной тишине.

Во-вторых, повторимся еще раз, не хотелось бы, чтобы принципы Р.В. в создании научной школы оставались надолго в виртуале. Современные представления о развитии и угасании творческого коллектива под натиском перечисленных причин … Короче говоря, не верится, что описанные нами этапы эволюции научной школы Р.В. Пихтовникова - от взлета до растворения в пространстве и времени – непременно должны быть фатальным стандартом нашей научной действительности.

Сказанное придает уверенность, что обязательно наступит еще юбилей, на котором доброе имя Ростислава Вячеславовича Пихтовникова будет звучать в более счастливом контексте.

Л.Р. Федорова, Л.Р. Кириченко, Д.Р. Пихтовников