СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ5
ВВЕДЕНИЕ7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТАФОРЫ И МЕТАМЕТАФОРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ И ДИСКУРСЕ16
1.1. Основные аспекты и направления исследования метафоры в современной лингвистике16
1.1.1. Метафора в традиционном понимании в ряду тропов17
1.1.2. Метафора в лингвопрагматическом и лингвокогнитивном аспектах23
1.1.3. Метафора в лингвостилистическом аспекте27
1.1.4. Метафора как объект исследования и использования в разных сферах науки и деятельности человека30
1.1.5. Основные функции метафоры в художественном дискурсе31
1.2. Подходы к исследованию метафоры и метаметафоры и их актуализация в изучении художественного дискурса37
1.2.1. Концептуальная метафора как объект изучения в лингвистике38
1.2.2. Эволюционный подход к изучению метафоры41
1.2.3. Метаметафора в работах украинских и зарубежных исследователей: уточнение и обоснование понятия43
1.3. Художественный дискурс и метаметафора47
1.4. Пространственно-временные структуры в художественном дискурсе в когнитивном аспекте и метаметафора: постановка проблемы52
1.5. Методика комплексного исследования метафоры и метаметафоры в немецкоязычном художественном дискурсе в когнитивном и прагмастилистическом аспектах58
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 167
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕТАФОРЫ И МЕТАМЕТАФОРЫ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ71
2.1. Метаметафора и ее виды в немецкоязычном художественном дискурсе71
2.2. Семантический аспект метаметафоры в немецкоязычном художественном дискурсе как основа когнитивного анализа79
2.3. Структура метафоры и метаметафоры как основа когнитивного анализа пространственно-временных отношений в немецкоязычном художественном дискурсе91
2.4. Концепты в немецкоязычном художественном дискурсе и метаметафора102
2.4.1. Определение и номинация концептов, образованных при помощи метаметафоры, в немецкоязычном художественном дискурсе 103
2.4.2. Иерархия концептов, образованных на основе метаметафоры,в немецкоязычном художественном дискурсе (по романам Ф. Верфеля «Verdi. Roman der Oper» и Г. Майринка «Der Engel vom westlichen Fenster»)108
2.5. Роль метаметафоры в образовании художественного дискурса118
Глава 3. К вопросу об эволюции жанра и дискурса41
3.1. Эволюция дискурса басни42
3.2. Эволюция научного дискурса56
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2122
ГЛАВА 3. ПРАГМАСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТАФОРЫ И МЕТАМЕТАФОРЫ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ126
3.1. Прагмастилистические характеристики метафоры и метаметафоры в художественном дискурсе романа Ф. Верфеля «Verdi. Roman der Oper»127
3.1.1. Формирование художественных образов с участием метаметафоры в романе «Verdi. Roman der Oper» в информационном аспекте 127
3.1.2. Авторские коды и речевая стратегия в романе «Verdi. Roman der Oper» и метаметафора131
3.1.3. Лингвостилистические приемы формирования художественного образа на основе метаметафоры в романе «Verdi. Roman der Oper»132
3.2. Прагмастилистические характеристики метаметафоры в художественном дискурсе романа Г. Майринка «Der Engel vom westlichen Fenster»136
3.2.1. Пространственно‐временные структуры романа «Der Engel vom westlichen Fenster» и метаметафора136
3.2.2. Авторские коды и речевая стратегия в романе «Der Engel vom westlichen Fenster» и метаметафора138
3.2.3. Лингвостилистические приемы формирования художественных образов на основе метаметафоры в романе «Der Engel vom westlichen Fenster»142
3.3. Системная роль метаметафоры в художественном дискурсе144
3.4. Дискурс и метаметафора в синергетическом аспекте148
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ161
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ166
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА190
ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА191
ПРИЛОЖЕНИЕ193