Предисловие
Лингвистика рекламного дискурса и текста включает несколько подходов к объекту исследования: когнитивно-коммуникативный, прагмастилистический, синергетический и иные. Каждый из них высвечивает определенную сторону этого типа дискурса, но лишь системное объединение этих подходов создает более полную, объемную картину становления и функционирования рекламного дискурса. Глубокие, но фрагментарные исследования рекламы, включая её типологию, проводились и раньше; мы с благодарностью их используем. Два главных недостатка предыдущих исследований мы учли и постарались восполнить. Это отсутствие ясных, конкретных идей единства и взаимной обусловленности прагматики и стилистики рекламных текстов, а также отсутствие исследований синергетических механизмов возникновения таких текстов.
Монография подготовлена по материалам диссертации В. В. Самариной «Немецкоязычный рекламный дискурс: прагматический, когнитивный и лингвостилистический аспекты» (защищена в 2011 г., ХНУ имени В. Н. Каразина) и совместным публикациям; в ней, по сравнению с диссертацией, учтены новые данные, в частности в прагмастилистическом и синергетическом векторах.
Нерешенным в этом исследовании остается ряд вопросов вербализации менталитета потребителя в видах речи рекламы, что дает выход на ментальную стилистику; проблемы интертекстуальности в рекламном дискурсе и многие другие; когнитивно-прагматические, синергетические и лингвостилистические исследования рекламного дискурса также могут быть продолжены и углублены. Надеюсь, что методика и результаты исследований послужат филологам, которые занимаются проблемами рекламы в разных аспектах и на материале разных языков и культур.
Дискурс в аспекте информативности
Синергетический вектор исследования речевых жанров
Дискурс и метаметафора в синергетическом аспекте
Научный дискурс в свете основных положений синергетики
Самоорганизация речевого произведения в информационном аспекте
Лингвосинергетика: направления и перспективы
Мегоконцепт синергетика в общенаучной картине мира
Прагмастилистика дискурса в свете лингвосинергетической парадигмы
Синергетика композиции речевого произведения
Дискурс байки у синергетичному аспекті (на матеріалі української, російської та німецької байки)
Дискурс байки у синергетичному аспекті (на матеріалі англомовної прозової байки)
Дискурс притчі у синергетичному аспекті
Языковые фильтры: неравновесные состояния и развитие языка
Актуальное членение текста и проблема сохранения контекста и стиля при переводе
Лингвистические парадигмы и синергетика (на материале квантитативной лингвистики)
Направления лингвосинергетических разработок: синергетика и лингвистическая философия
Синергетическая парадигма в современной лингвистике
Эвристическая и интегрирующая роль синергетики в лингвистике
Синергетика в филологии – наука настоящего и будущего: перспектива изучения в университетах Украины
Інформаційно-синергетична модель англомовної детективної розповіді
Композиция и стиль фантастического рассказа Ся Цзя 百鬼夜行街 («Улица призраков»)